Яндекс.Метрика Лаборатория математического моделирования функционально-пространственного развития городов | Институт проблем региональной экономики Российской академии наук

Лаборатория математического моделирования функционально-пространственного развития городов

Руководитель - к.т.н. Лосин Л.А.

Основные направления исследований:

    1. Разработка и совершенствование транспортно-градостроительных моделей. Цель разработок – моделирование функционирования сети городского транспорта. Основные проблемы - учет повышения уровня автомобилизации, организация перехватывающих парковок. структурные изменения в сфере общественного транспорта, учет изменений целевой подвижности населения, влияния стоимости и условий проезда на выбор видов транспорта.
    2. Разработка модели функционирования транспортных систем на «досетевом» уровне.
    3. Разработка моделей размещения объектов систем обслуживания на основе оценки потенциального спроса на услуги этих систем.
    4. Разработка моделей и методов массовой экономической оценки городской недвижимости. Использование моделей тяготения для построения рациональной структуры землепользования в соответствии с принципом наилучшего использования.
    5. Создание средств математического моделирования для решения задач сохранения архитектурно-исторического облика городской застройки. Построение зон восприятия архитектурных ансамблей и доминант.
    6. Разработка моделей и методов прогнозирования социально-экономических последствий принятия плановых, проектных и управленческих решений.

      Построение формализованных описаний социальных и экономических систем. Развитие методов качественного анализа и концептуальной обработки информации о социально-экономических процессах.

      Разработка информационных систем поддержки гуманитарных и социологических исследований. Разработка математических методов и моделей для оценки воздействия экономической деятельности на природную среду.

      Экономика природопользования.

                Сотрудники:

  1. Андреев Валентин Андреевич, ст.н.с., к.ф.-м.н.
  2. Боярский Кирилл Кириллович, ст.н.с., к.ф.-м.н., совместитель
  3. Булычева Нэля Васильевна, ст.н.с.,
  4. Калюжный Николай Анатольевич, м.н.с., к.т.н.,совместитель
  5. Каневский Евгений Александрович,вед.н.с., к.т.н.
  6. Клименко Евгения Николаевна, н.с.,
  7. Липаткин Денис Валерьевич, инж.-иссл., совместитель
  8. Лисененков Александр Иванович, н.с
  9. Ляпунова Галина Платоновна, ст.н.с., к.э.н
  10. Меншуткин Владимир Васильевич, гл.н.с., д.б.н., проф.,
  11. Минина Татьяна Ростиславовна, вед.н.с., к.т.н.,
  12. Платонова Елена Ароновна, н.с., совместитель
  13. Румянцева И.А., лаборант
  14. Силина Евгения Филипповна, н. с.
  15. Солодилов Виктор Владимирович, с.н.с., к.г.н., совместитель

 

 Важнейшие результаты 2020 г.         

    Разработана новая когнитивная модель эколого-социо-экономической системы с иерархической структурой, состоящей из пяти подмоделей и общей системой управления. Модель ориентирована на определение целевых показателей, изменение которых дает возможность повысить уровень жизни населения региона водосбора, соблюдая условия охраны окружающей среды. В модели применяется математический аппарат непрерывной или размытой логики. Апробация методики когнитивного моделирования применительно к конкретным природным и экономическим объектам и исследование динамики модели при различных сценариях изменения климата и экономической ситуации реализована на примере Беломорья.

    Подготовлены исходные данные, разработано программное обеспечение, выполнена экспериментальная проверка многокритериальной оптимизационной модели согласованного и устойчивого развития промышленности большого города. Исследована возможность обобщения модели на городскую агломерацию Санкт-Петербурга. Подготовлены исходные данные, разработано программное обеспечение, выполнены экспериментальные расчеты и проведен анализ полученных результатов. По результатам анализа разработаны предложения по дальнейшему развитию модели.

    Разработана математическая модель распределения корреспонденций и формирования потокораспределения в сети общественного транспорта на основе условной регулярной сетки. По результатам моделирования, в частности, получена зависимость длины скоростной сети и среднего времени передвижения, показывающая цену минуты среднего времени, выраженную в километрах сети. Предложенная модель синтеза системы городского общественного транспорта может являться основой для формирования каркаса скоростной транспортной сети городов и агломераций, а также каркаса транспортных узлов. Метод позволяет проводить серии экспериментальных расчетов для уточнения ряда показателей проектных сетей. Также на основе математического моделирования разработан метод экономической оценки территорий объектов транспортной инфраструктуры (на примере транспортно-пересадочных узлов) для оценки размера платы за проезд в зависимости от задержек времени на посадке/высадке остановочных пунктов.

     Исследованы проблемы, обеспечения функциональных взаимосвязей между субъектами агломерации; в качестве механизма обеспечения таких связей рассмотрены межмуниципальные хозяйственные организации. Предложены требования к конструированию результативных показателей их деятельности, определен состав показателей, необходимых для принятия решения об организации взаимодействия. Построены две математические модели распределения затрат и результатов межмуниципальных хозяйственных организаций. Представлено описание структуры, тенденций и перспектив развития Петербургской агломерации с характеристикой основных параметров ее территориально-структурных единиц.

    В рамках моделирования условий движения на улично-дорожной сети городов предложен подход, при котором уменьшается общая задержка людей (как водителей, так и пассажиров), а не автомобилей. Такой подход позволяет переориентировать внимание с транспортных средств на участников дорожного движения. Это особенно актуально для Санкт-Петербурга, где нехватка выделенных полос для общественного транспорта означает, что общественный транспорт, движущийся преимущественно в смешанном потоке, испытывает такие же задержки, как и индивидуальный транспорт.